на главную
Книжные памятники Архангельской области
на главную
Музейные находки



АОНБ имени Н.А.Добролюбова
Книжные памятники РФ
III Межрегиональная научно-практическая конференция





Библиотека Афанасия Холмогорского

С древних времен церковное управление на территории Архангельского Севера осуществлялось Новгородской епархией. Границы власти новгородского митрополита были раскинуты на громадном пространстве. Однако на рубеже XVII-XVIII столетий Поморье стало одним из оплотов старообрядчества, большая часть населения оставалась приверженной старой вере. Раскол нашел удобную почву для своего распространения, не встречая здесь противодействия себе со стороны церковной власти. Все эти обстоятельства стали причиной открытия в 1682 году Холмогорской епархии.

      

Вид каменного архитектурного ансамбля Холмогорского Спасо-Преображенского собора с колокольней (XVII век).









Библиотека Афанасия Холмогорского

Основание архиерейской библиотеки связано с созданием в 1682 году Холмогорской и Важской епархии и назначением туда на пост архиепископа видного общественного и политического деятеля, по тем временам человека высокообразованного, Афанасия (в миру Алексея Артемьевича Любимова-Творогова).

"Архиепископ Афанасий принадлежал, несомненно, к числу образованнейших людей своего времени. Об этом свидетельствует оставшаяся после него обширная библиотека."

В.М. Верюжский

Афанасий ХолмогорскийРелигиозные убеждения Афанасия, его ученость и знания могли послужить причиной того, что из крестовых иеромонахов он был возведен в сан архиепископа. При посвящении Афанасия 18-19 марта 7190 (1682) года патриарх Иоаким "в благословление новоучененной Холмогорской епархии" лично ему подарил несколько книг, а именно: Беседа Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея и Скрижаль, на которой есть дарственная надпись патриарха.

Собирать свою большую по тем временам библиотеку Афанасий начал не разом, прибыв в Холмогорскую епархию. Предполагается, что еще в родной семье у Афанасия образовалась склонность к книжным занятиям, которая со временем получила возможность развиваться в Далматовском Успенском монастыре. Время службы в Москве Афанасий использовал для пополнения своего образования. Все, чем он обладал: ученостью, знанием языков, умением логически мыслить, широтой политических взглядов - он освоил самостоятельно, благодаря книгам.

Сохранились сведения, что он имел очень близкое отношение к патриаршей "книгохранительнице" и заботился о ее сохранности, даже затрачивая собственные средства.

Все время, находясь в Москве, Афанасий пополняет свою библиотеку. Сохранились интересные подробности его московской жизни и служении патриарху. В "расходной книге" Печатного двора за 7188 (1680) год есть такая запись "Апреля в 5 день по указу Великого Господина Святейшего Иоакима, патриарха Московского, преосвященный Симеон, архиепископ Сибирский и Тобольский (заведывавший Печатным двором) приказал Златоустовского монастыря, что на Москве, черному попу Афанасию дать книгу Каноник в переплете, в четверть, Никитинской азбуки безденежно, а преждь сего он был в игуменах в Сибири в Долматове пустыне, книге указная цена 13 алтын 2 деньги". Подпись "Иеромонах Афонасий, Каноник взял и руку приложил".

3 марта 1681 года он вместе с патриархом был на Печатном дворе. Всем почетным посетителям были предложены подарки - книгами, в том числе и Афанасию вместе с другим крестовым иеромонахом Пахомием было преподнесено по книге "Ефремов в переплете".

Во время нахождения Афанасия в крестовых иеромонахах, в Москве началась борьба между двумя просветительскими влияниями: греческим и латинским. Представителем одного направления был Епифаний Славинецкий, а другого - Симеон Полоцкий. Книги этих авторов были в библиотеке архиерея, однако примкнул Афанасий к защитникам греческого просвещения и греческой культуры.

В собрании книг Афанасия находился рукописный трехтомный Сборник проповедей XVII века. Каждый том имел на себе надпись о принадлежности книги Афанасию. На 3-м томе находилась собственноручная надпись Афанасия "Сия книга многоразличныя поучения преосвященного Афанасия, архиепископа Колмогорсаго и важескаго, келейная". Колокольня Холмогорского Преображенского собора
Келейные палатыПо содержанию этих статей можно было судить о симпатиях и убеждениях владельца этих сборников. Многие статьи написаны рукой самого преосвященного Афанасия. Большая часть проповедей, помещенных в Сборнике, принадлежит Епифанию Славинецкому.

Библиотеку архиерея, по-видимому, надо разделить на две части: книги келейные, то есть личные, и книги, которые собирались по приказу Афанасия для создания библиотеки архиерейского дома.

Архиерейское книгохранилище и архив находились в колокольне Холмогорского Преображенского собора.

"Келейная" библиотека располагалась во внутренних кельях архиерейского дома: внутренние архиерейские "кельи" разделялись на переднюю и заднюю. В передней "келье" на первом месте, как и везде, находились иконы в окладах и киотах. Недалеко от икон находились два шкафа с книгами.

Задняя "келья" была больше по своим размерам в сравнении с передней и роскошнее ее по своему убранству. Книг в задней "келье" было больше, чем в какой-либо другой комнате; размещены они были, очевидно, тоже по шкафам.

Кроме описанных комнат, в архиерейском доме была еще "казенная палата", где помещались разные сундуки, ящики, коробки со всякой всячиной. Были тут и книги, а также разные чертежи. Например, в одном из ящиков находились: "книга атлас, другая книга строительная домовая, третия книга карта морская, все немецкия в лицах". Другой ящик содержал в себе " всякия картины и чертежи и листы и тетради".


  Вид внутренних келий архиерейских палат.

Наиболее полное описание библиотеки архиепископа Афанасия было приведено В.М. Верюжским, который при этом ссылался на опись всего имущества Афанасия, в том числе и библиотеки, составленную в 1702 году вскоре после его смерти. Копия этой описи принадлежала И.М. Сибирцеву.

По описи библиотека состояла из 270-ти названий книг и до 490 отдельных томов. Если принять во внимание, что большинство, а именно 235 единиц - рукописные, "громадные по объему" (в лист), то указанная цифра не покажется незначительной. Кроме рукописных книг, в библиотеке архиерея были печатные, в том числе много иностранных. "В числе книг библиотеки Афанасия мы встречаем не только русския, но и греческия, латинския, даже немецкия книги", - пишет Верюжский. Записей о "келейной" принадлежности Афанасию на западноевропейских книгах не сохранилось, хотя многие книги, однозначно, могли быть приобретены Афанасием в период его архиерейства.

На некоторых из сохранившихся экземпляров книг: печатных и рукописных - можно найти записи, сделанные либо писцом, либо рукой самого Афанасия о том, что "Сия книга … преосвященного Афанасия архиепископа Колмогорскаго и Важескаго келейная". Помимо почерка Афанасия атрибуцией его автографа является вольное, вернее укороченное наименование титула в записи или добавление эпитета "смиреннаго", что мог позволить себе только сам архиепископ, который всегда делал запись на первом листе.

Борьба с расколом занимала важное место в епархиальной деятельности Афанасия. Афанасий сам был автором ряда сочинений, направленных против раскола: Увет духовный 1682 года, Книга о пресуществлении 1688 года, Щит веры 1690 года, а также богословского произведения Шестоднев, который был "писан рукой самого Афанасия" и заканчивался такими словами: "Тому слава и держава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков".

Одной из мер против усиления раскола на Русском Севере было то, что, будучи архиепископом, "Афанасий в приходских церквах своей епархии старался отбирать все, что так или иначе напоминало о расколе: старыя богослужебныя книги - печатныя и рукописныя". Примером этого является перешедший в архиерейскую библиотеку вместе со многими другими книгами из собрания Афанасия Потребник 1639 года. На Потребнике была сделана надпись "7200 (1692) г. априллиа - день сия книга Требник взята от церкви Рождества Иисус Христова, что у Архангельскаго града".

Однако дониконовские книги не только изымались из приходских церквей, но и приобретались по указу Афанасия в церкви и библиотеку архиерейского дома. На киевском издании 1628 года Поучения аввы Дорофея есть запись о том, что эта книга в "1695 лета июлия в 14 день Преосвященный Афанасий молитвою Божиею архиепископ Холмогорский и Важеский сию книгу глаголемую аввы Дорофея принес в дар господу Богу, в новосозданную крестовую церковь святого апостола Иякова богобрата перваго иерарха Иерусалимского, в день освящени ея: юже он преосвященный архиепископ при доме своем архирейском создал, и всяким благокрасотствы украсил. А взята сия книга, у бываго Николаевския церкви иерея Паула Дудина, [иже на нижном посаде в Лохте]. Посмерть ево в нынешнем же богом году, у сына ево Христофора. А цены за сию книгу дано ему Христофору из домовой Преосвященнаго архиепископа казны рубль денег".

Неоднократно обращается Афанасий в Сийский монастырь с просьбой о присылке книг для прочтения. Так, в грамоте на имя архимандрита Никодима с братией от 22 октября 1692 года (7201), Афанасий просит прислать ему Никоновские великие правила: "да у вас же в казне обретаютсца книги Никоновския великия правила и послания, их же имеет потребу в подтверждении православных догматов святыя Церкви прочести и ведети силу разума". Часто книги Афанасий просил прислать не только для прочтения, но и для переписки. О том, что в Холмогорах существовала книгописная школа, свидетельствуют приписки к тексту рукописных книг: "списана его архиерейским келейным иждивением".

Собирание, хранение и переписку книг Афанасий считал крайне важным делом. В Окружном послании к пастве 1698 года он писал: "Аз же глаголю: яко мне книгохранение есть и Иисус Христос, его же преслушати есть явственная погибель. Невредимое мне есть книгохранилище крест его, и смерть, и воскресение его, и вера".

Библиотека Афанасия - свидетельство большого уважения и любви ее владельца к книге. наверх