на главную
Книжные памятники Архангельской области
на главную
Музейные находки



АОНБ имени Н.А.Добролюбова
Книжные памятники РФ
III Межрегиональная научно-практическая конференция



Зал Ломоносова

Михаил Васильевич ЛомоносовМихаил Васильевич Ломоносов, первый русский ученый-естествоиспытатель, поэт, реформатор русского языка и русской литературы; первый русский академик петербургской Академии наук (1745), член Академии художеств (1763). Родился 19(8) ноября 1711 года в деревне Денисовка, неподалеку от села Холмогоры Архангельской губернии, в семье крестьянина-помора.

Долгое время появление такой исполинской фигуры, как Ломоносов, приход его с далекого Севера казались почти чудом. Жизнь и судьба Ломоносова приводились как доказательство того, что гениальный человек может родиться под любыми широтами и в любой семье, что своей гениальностью он обязан всецело самому себе.

Так ли это? Уже в 60-е годы XIX века филолог Ламанский утверждал "…в целой России в начале XVIII века едва ли была какая иная область, кроме Двинской земли, с более благоприятною историческою почвою и более счастливыми местными условиями для произведения такого общественного деятеля каким был Ломоносов… Еще никто из наших замечательных общественных деятелей не испытывал в своей юности таких богатых и разнообразных впечатлений, не подвергался такому плодотворному и живительному влиянию как Ломоносов".

Отец Ломоносова был выдающимся помором, имел промыслы на Мурманском берегу и морским протокам, ловил треску и палтус на своих судах, одним из первых построил мореходное судно, на котором совершал плавание по Двине, Белому морю и Северному океану, транспортировал казенные и частные грузы из Архангельска в Пустозерск и Колу. Михайло Ломоносов с 10 до 19 лет помогал отцу в его мореходстве. В этих плаваниях Ломоносов приобрел опыт в навигации и торгово-промышленной деятельности, мог входить в общение с иностранцами.

Гениальную одаренность Ломоносова нельзя понять, не зная суровой северной природы, воспитывающей русского северянина независимым, смелым, инициативным, Влияние этой природы легко усмотреть не только в языке Ломоносова, но и в его научных интересах. Академик Вернадский писал "вопросы северного сияния, холода и тепла, морских путешествий, морского льда, отражения морской жизни на суше - все это уходит далеко вглубь, в первые впечатления молодого помора... ".

Поморье в начале XVIII века было одной из самых оживленных областей России. Не знавшее крепостного права северное крестьянство развивалось с большей самостоятельностью и издавна пользовалось самоуправлением. Деревня Денисовка, где родился Ломоносов, находилась на Курострове, вблизи Холмогор, которые в начале XVIII века служили для Двинской земли административным и торгово-промышленным центром, постоянно поддерживающим отношения с Москвой, а также центром просвещения огромной Архангельской области.

Средоточием книжной культуры на Архангельском Севере были монастырские библиотеки. Недалеко от Холмогор находился второй по величине на Севере Антониево-Сийский монастырь с огромной библиотекой, на подворье которого жил дядя Ломоносова Иван Дорофеевич.

Бывал юный Ломоносов и в Соловецкой библиотеке, о чем свидетельствует тот факт, что для своих исторических трудов он использовал копии книг из этой книгохранительницы. В конце XVII века в Холмогорах была открыта архиепископская кафедра, архиепископом был назначен Афанасий (Любимов-Творогов), основавший Холмогорскую архиерейскую библиотеку и книгописную школу. В 1723 году здесь же была открыта Славяно-латинская школа.

Крестьянская книжная культура нашла свое отражение в собраниях северных крестьян и старообрядцев. Государственные крестьяне северных уездов были наиболее грамотными среди представителей этой социальной группы российского населения.

Годы, проведенные Ломоносовым на Архангельском Севере, сыграли большую роль в формировании его мировоззрения и интересов, наложили свой отпечаток и в значительной степени определили направления его дальнейшего творчества. Впитав в себя все лучшее, что было в богатой севернорусской культуре, Ломоносов открыл свой гений, который "объял все отрасли просвещения".








Врата учености

О детстве Михайла Ломоносова известно немного. Отец - Василий Дорофеевич Ломоносов, по отзыву сына, был по натуре человек добрый, но "в крайнем невежестве воспитанный". Мать Ломоносова - Елена Ивановна (урожденная Сивкова), была дочерью дьякона и просвирницы погоста Николаевских Матигор, умерла очень рано, когда Ломоносову было девять лет. Принято считать, что чтению Ломоносов научился от матери. Грамоте и церковно-славянскому языку обучил Михайлу Ломоносова приходской священник местной Димитровской церкви Семен Сабельников. В четырнадцать лет юный Ломоносов оказывал помощь односельчанам в составлении деловых бумаг и прошений, писал письма грамотно и четко.

Понимание необходимости знания зародилось в Ломоносове рано. Сначала будущий русский гений перечитал все церковные книги, что были под рукой. Многое выучил наизусть. В особенности очаровала его Псалтырь в стихах Симеона Полоцкого. Затем потребность в чтении и новых знаниях привела Ломоносова в дом односельчанина Павла Дудина, владевшего неплохой домашней библиотекой, в составе которой были "две книги по новой мудрости".

"Как свеча я теплился перед старым идолом Дудиным, - рассказывал сам Ломоносов. - Помер, а не дал. В воду я совался ради этих книг перед наследниками Дудиными и, наконец, получил в вечное владение. "Арифметика" Магницкого и "Грамматика" Смотрицкого суть врата моей учености…".

В 1721 году отец женился на Федоре Михайловне Усковой, дочери крестьянина соседней Ухтостровской волости. Летом 1724 года она умерла. Через несколько месяцев, возвратившись с промыслов, отец женился в третий раз на вдове Ирине Семеновне (в девичестве Корельской). Для тринадцатилетнего Ломоносова третья жена отца оказалась "злой и завистливой мачехой, которая всячески старалась произвести гнев в отце моем, представляя, что я всегда сижу по-пустому за книгами. Для того многократно я принужден был читать и учиться, чему возможно было, в уединенных и пустых местах и терпеть стужу и голод, пока я ушел в Спасские школы".