Месяцеслов или Святцы Антониево-Сийского монастыря называют изданием исключительной редкости и красоты, единственное в своем роде соединение рукописи со сложным гравированным орнаментом, "превосходный пример настоящей гравюрно-печатной и подлинно декоративной красоты". Этот замечательный памятник русского искусства неоднократно привлекал внимание исследователей.
В настоящее время известны 6 экземпляров Святцев Антониева-Сийского монастыря: 1 - в РНБ, 1 - в БАН, 3 - в РГБ, 1 - в ГИМ. Два экземпляра Святцев (из РНБ и дефектный экземпляр из РГБ) представляют собой оттиски только с гравированных досок. Четыре другие - составные. Кроме гравюр, в них входят различные рукописные тексты, подобранные по содержанию.
Каждый из сохранившихся экземпляров имеет свои особенности, но в целом в состав издания входят следующие таблицы: святцы, пасхалия, индикаты, лунное течение, ирмосы, часы дневные и ночные, зри сие лицо. Кроме таблиц, в издании напечатаны гравюра с изображением Антония Сийского и гравированная рамка-заставка титульного листа.
А.А. Сидоров пишет о гравюре с изображением Антония Сийского: "Совершенно уникальна техника изображения. Фон гравюры покрыт красным узором, фигура Антония и "десница" черные". Оказывается, что главная гравюра печаталась не с одной доски и не с трехсоставной доски в один прогон. Ее печатали с трех отдельных досок. Сначала одной доской - прямоугольной - печатали красный узор фона. Затем в оставленные в нем свободные места впечатывали черным цветом фигуру Антония и десницу. Вокруг этой гравюры четырьмя отдельными дощечками припечатывали текст.
Большой интерес представляет доска "Антоний Сийский" из собрания Исторического музея. На одной ее стороне изображен Антоний Сийский, а на другой - рамка с растительным орнаментом и двумя святыми по бокам. Антоний Сийский стоит в молитвенной позе среди вьющихся побегов. Лицо поднято вверх, туда, где обычно на иконе помещалось изображение божества, ныне утраченное. На рамке, на оборотной стороне вверху и внизу вырезан текст в картушах. Тексты, помещенные на гравюре, представляют для нас огромный интерес, так как в них есть дата создания и имя автора. В верхнем картуше 6 строк: "лъ […] ЗПР […] врi въ […] поминанiе […] чю […] гда […] де с […] мо […] но […] з […] пригуме […] Антонiи", внизу 5 строк: "живона […] трици lева мнтыря сiйскаго благословениiе оца иумена Феодосiа во хрсте въра и труды монаха Мисаила" Таким образом, оказалось, что эта сторона доски была исполнена в 1672 году, скорее всего в сентябре-декабре месяцах, каким-то монахом-гравером Мисаилом.
В настоящее время трудно сказать, кто скрывался под именем Мисаила, где и у кого он получил свою подготовку. Но это был блестящий мастер своего дела. Уровень его подготовки чрезвычайно высок. Трактовка образов, манера исполнения, техника резьбы очень близка к московским книжным гравюрам 60-70-х годов XVII века. Можно предположить, что, скорее всего, этот мастер получил профессиональную подготовку в Москве. Святцы отпечатывались или одной двухсоставной доской, или двумя двухсоставными досками (набор текста, л. 2). В нескольких случаях Святцы сопровождаются пояснением, из каких источников они составлены и как ими пользоваться. В пользу того, что доски Святцев печатали в один прогон свидетельствует то, что ни в одном из оттисков нет смещения красного и черного цвета по отношению друг к другу.
Экземпляр из собрания РНБ, или точнее последняя страничка Святцев, лежащая в этом экземпляре, не известно как туда попала. На этой страничке есть в последнем столбце запись с датой составления. Из нее следует, что написание книги было закончено 24 декабря 1670 года. То есть в декабре 1670 года все доски были вырезаны и в них вписывали тексты.
В некоторые экземпляры, кроме перечисленных гравюр, входят рукописные тексты религиозного содержания: житие Антония Сийского, устав монашеского жития, расписание звонам, о муках Христовых, рукописные таблицы праздников, октоих, о годе, выписки из требников. Состав и расположение частей в каждой рукописи варьируется. Тексты различных частей написаны разными почерками и имеют разные даты. Так, в экземпляре, хранящемся в Российской государственной библиотеке, сохранилась Пасхалия на месяц январь.
Святцы, отпечатанные во второй и последней русской провинциальной типографии (первой исследователи считают типографию Иверского монастыря), - "опыт, не имевший ни прецедентов, ни продолжения в нашей печати".