на главную
Книжные памятники Архангельской области
на главную
Музейные находки



АОНБ имени Н.А.Добролюбова
Книжные памятники РФ




Холмогорская книгописная школа

В конце XVII века при архиерейском доме в Холмогорах попечением большого знатока и ценителя книг архиепископа Афанасия книгописная деятельность была поставлена на широкую ногу и велась регулярно. О существовании в Холмогорах книгописной школы говорит тот факт, что в 1700 году Афанасий рассылал по приходам своей епархии переписанную в Холмогорах, при его архиерейском доме, книгу Германа - архиепископа Константинопольского - Толкование литургии. В целях правильного понимания Божественной литургии книгу патриарха Германа, в отличие от рассылавшихся обыкновенно за плату, он рассылал бесплатно и приказывал многократно переписывать ее у себя в Холмогорах.

Каким образом выполнялся процесс переписки рукописей, кто были писцы, и была ли при архиерейском доме специальная мастерская, объединявшая профессионалов-переписчиков, неизвестно. Однако известно, что переписка рукописей велась по непосредственному указанию Афанасия, а иеромонаха Трофима Кузнецова Афанасий освободил от всех трудов, кроме писания порученной ему книги, при этом за книгописную работу священнику не только платили по установленной цене, но в качестве поощрения иногда "одаривали" лишним рублем. Обширные приписки на многих рукописях составляют палеографическую особенность книг, созданных по повелению Афанасия. На рукописи О различных литургиях к записи писца о принадлежности книги архиепископу Хомогорскому и Важскому и о месте ее переписки рукой самого Афанасия дописана фраза, разъясняющая цель снятия копии: "ради знания латинския бредни".

Книгописанием занимался и сам архиепископ. Его перу принадлежат богословские труды, упоминаемые ранее, а также ученые труды светского характера: Описание трех путей из России в Швецию, составленное, видимо, по желанию царя Петра I в марте 1701 года, а также Лечебник.

В Соловецкий и Сийский монастыри, где было много книжных редкостей, часто шли грамоты Афанасия с запросами прислать ему ту или иную книгу для переписки. Из Сийского монастыря, например, "ради посмотрения и преписания" в 1694-1695 гг. были запрошены: Збитень, Апокалипсис толковый, Книга Иосифа Маттафиева, Книга Григория Синаита, Хронограф и другие.

На Хронографе имеется запись, что данная книга Сийского монастыря в 7204 (1696) году по указу Афанасия "вынута из монастырской же старой книги, глаголемой Хронограф, и в сей переплет вновь переплетена его архиерейским иждивением и милостивым снисканием". С этой рукописи был сделан список.

Как большой ценитель и знаток рукописной книги, Афанасий сочетал в себе черты опытного палеографа и текстолога: он не только умел отличить старший список от более позднего, но и понимал значение более древнего и исправного текста. Благодаря бережному и внимательному отношению владыки Афанасия к рукописным книгам, переписка рукописей велась с соблюдением необходимых правил текстологии, письма и оформления книги. Все сохранившиеся рукописи Холмогорской школы письма содержат списки лишь с подлинников или выверенных текстов. Текст не просто копировался, а предварительно изучался, и к нему составлялось оглавление. Требовал Афанасий от писцов четкого письма, раздельного написания слов, строгого соблюдения правил орфографии. На книге Правила Константина Арменопула переписчикам выражены наставления: "Хотяй же преписывати …да потщится все всячески внятно писати, речения по речением, и орфографию хранити по писанному неизменно, и частей слова с частми не слияти, ниже речений двосложных и тресложных разсецати (яко навыкоша неискуснии), и ни в чем изменяти, ниже самомненно, паче же растленно дерзати речения в чесом исправляти, да не како, изгубив разум писанных явленно погрешить истины".

Переплеты книг из библиотеки Афанасия необычайно похожи друг на друга. В собрании преобладают два вида переплетов, по формату разделявшихся в лист и в четверку. Дорогой переплет - доски в коричневой коже с золотым тиснением. Рисунки на тиснении ни в одной рукописи не повторялись. В рисунке тиснения преобладают средники в виде ромба или картуша с растительными и геометрическими переплетениями, лилия в круге или овале. Деревянные переплеты закрываются с помощью двух металлических застежек. Другой вид переплетов - картон, оклеенный "мраморной" бумагой красно-желто-голубого цвета. "Одевались" рукописи в переплет из пестрой бумаги по повелению Афанасия. Книги архиерейской библиотеки отличаются прочностью и изящностью переплета - знак того, что хозяин дорожил и берег книгу, как очень ценную вещь.

Все это позволяет утверждать, что в Холмогорах при Афанасии сложилось определенное направление в книгописании - школа, оказавшая в дальнейшем влияние на развитие северорусской рукописной книжности в целом.