на главную
Книжные памятники Архангельской области
на главную
Музейные находки



АОНБ имени Н.А.Добролюбова
Книжные памятники РФ




Сергий Шелонин
(?. Москва - 1667, Соловецкие острова)

Замечательна личность "смиренного инока" Соловецкого монастыря Сергия Шелонина (Шелонин Семен Михайлович), оставившего заметный след в книжной культуре всего Русского Севера.

Во Вкладной книге Соловецкого монастыря на л.329 об. - 330 находится запись о самом первом вкладе старца Сергия в 1619 г.: "127-го (1619) старец Сергий, а в миру был под(ь)ячей Семен, Михайлов сын, московитин, дал вкладом однорядку да седло за 10 рублев, да он же дал за полкельи денег 5 рублев…". Речь идет об обычном вкладе при пострижении в монахи. Здесь же находится подробная, сделанная в 1658 г., роспись всех книжных вкладов старца Сергия.

Сергий Шелонин был увлеченным книжником - об этом свидетельствует большое число рукописей, переписанных лично им самим или под его наблюдением и редактурой. Сергий Шелонин не просто копировал книги. Он был писателем, часто решительно вторгаясь в оригинал, вносил в него свои значительные изменения: свои мысли, оценки по поводу событий, дополнительные цитаты, помещенные на отдельные вклеенные в рукопись листы. Так, в житийный жанр Сергий внес лиризм, увлеченность "мирской" поэзией бытия. В "Чудесах святых праведных Иоанна и Логгина" он создал поэтический образ Белого моря, став первым русским писателем - маринистом.

Выдающийся книжник, готовивший к изданию ряд памятников, среди которых - Лествица Иоанна Синайского (М., 1647), принимавший участие в работе над составлением челобитной царю Алексею Михайловичу, выполнявший редакции древнерусских книжных памятников, Сергий Шелонин оставил большой след в формировании Соловецкой библиотеки в XVII в.

О первых годах монашеской жизни Сергия ничего неизвестно. Возможно, его привлекли, благодаря хорошему почерку, к работе с рукописями в "книгописной палате" Соловецкого монастыря. Рукописи, принадлежащие Сергию, разного формата, но преобладают в четверку. "Одеты" в переплет - доски в темно-коричневой коже с тиснением, которое представляет собой преимущественно басму - средник в виде овала или ромба, но встречаются и другие. Ряд рукописей имеют точную дату написания.

Почерк Сергия Шелонина имеет свои особенности. Скоропись разных почерков объединяется использованием большого числа полууставных букв "в", "д", "и", "л", "м", "н", "т" и скорописных с небольшими росчерками "д", "л", "м", "з", "ж", "в", "е", а также лигатурой "сем", большим числом выносных: "м", "х", "д", "т", "к", "н". В графике букв излом в прямых линиях скорее влево. Такую скоропись можно назвать полууставной. Рукописи украшены киноварной вязью, небольшими инициалами и чернильными заставками старопечатного стиля. Каждая рукопись снабжена оглавлением. В некоторых рукописях имеются рисованные изображения того автора, сочинение которого содержит книга.

Свои книги о. Сергий помечал особым знаком - экслибрисом.

После смерти Сергия в обители составили полную опись его трудов, и решением архимандрита и соборных старцев монастыря повелели "… Сергиевых книг никому не продавать и не давать, держать в бережении".

К настоящему моменту Сергий известен как автор 14 сочинений, редактор объемных сводов энциклопедического характера, вкладчик 37 рукописных и 18 печатных книг в Соловецкую библиотеку.




© COPYRIGHT АОНБ им. Н.А. Добролюбова при грантовой поддержке Президента Российской Федерации