на главную
Книжные памятники Архангельской области
на главную
Музейные находки



АОНБ имени Н.А.Добролюбова
Книжные памятники РФ
III Межрегиональная научно-практическая конференция



Музейные находки

Псалтирь. Москва: Печатный двор, [6 марта 1657]

С этим незафиксированным в каталогах изданием "Псалтири" Г.Е. Седова, изучавшая книжные памятники Архангельского Севера, впервые столкнулась в 2012 году ("К вопросу о датировке неизвестной Псалтири середины 50-х годов XVII века"). "Псалтирь" хранилась в Красноборском историко-мемориальном и художественном краеведческом музее в виде четырех хаотично переплетенных фрагментов. В августе 2013 года обнаружилось, что второй экземпляр идентичного издания имеется у частного коллекционера из Челябинска. В результате исследования оба экземпляра были атрибутированы как изданные на московском Печатном дворе 6 марта 1657 года, когда началась никоновская справа богослужебных книг. Текст их представляет собой промежуточный вариант между последним неправленым изданием "Псалтири" (1654) и первым правленым (1658).

В 2019 году в библиотеке Антониево-Сийского монастыря был обнаружен третий известный на сегодняшний день экземпляр данного издания. Таким образом, работа с региональными книжными собраниями позволяет заполнять белые пятна в истории славянского книгопечатания.




Часовник. [Вильно : тип. Мамоничей, между 1583-1585 гг.?]

Сотрудники областной библиотеки, занимаясь в Государственном архиве Архангельской области изучением документов, обладающих свойствами книжных памятников, обнаружили неизвестное издание XVI в. Этой находкой оказался Часовник, напечатанный в типографии Мамоничей в начальный период после возобновления ее деятельности в 1582-1583 гг. Книга была датирована 1583-1585 гг.

Часовник представляет собой дефектный экземпляр без начала и конца, выходные данные отсутствуют, размер в 4 долю листа. Печать в две краски. Строк 12, в книге счет по листам, т.е. фолиация, сигнатура отсутствует. На листе 145 перепутаны буквы цифири при печати колонцифры, и лист имеет нумерацию «мре». Ломбарды вынесены за полосу набора. Высота шрифта 126/127 мм. Сохранился 143 лист с указанием, что книга эта Часословец, а также 4 заставки с 3 досок ( л. 57, л. 97, л.121). На л. 120 об. этого Часослова расположен рисунок руки с двуперстным знамением, что свидетельствует о принадлежности экземпляра старообрядцам.

А.С. Зернова в своей статье о славянских изданиях в зарубежных библиотеках пишет, что до 1586 г. заставка «с большим цветком» была в нетронутом виде. После 1586 г. на заставке «с большим цветком» утрачен правый нижний выступ.

Архангельский Часовник, как и первое издание типографии - Служебник 1583 г., напечатан крупным шрифтом, напоминающим шрифт Мстиславца. Прописные буквы напечатаны внутри наборной полосы, знаки препинания на уровне нижней линии строчного шрифта; наряду с обычными (круглыми) точками использованы квадратики (?).

При печатании в архангельском Часовнике была использована только одна бумага со знаком Топор под полумесяцем без обрамления датированная по альбомам Тромонина № 396 и Лихачев № 520 (1581, 1582 гг.) и Каманина-Ветвицкой №№ 215 и 218 (1581, 1582 гг.)).

Описание архангельского Часовника.




Евангелие. Вильно: тип. Мамоничей, [июль/авг. 1600]

Сотрудниками Архангельской областной научной библиотеки имени Н.А. Добролюбова при описании фондов Архангельского областного краеведческого музея (АОКМ) в декабре 2008 г. была идентифицирована еще одна книга XVI века - Евангелие с сигнатурами 1600 года, изданная Мамоничами в Вильнюсе.

В последние годы XVI века или в первые годы XVII века в вильнюсской типографии Мамоничей выходят два напрестольных Евангелия с датой 1600 г. В одном издании счет листов только по колонцифрам без сигнатур. Набрано оно с большей тщательностью, чем другое, в котором имеются и колонцифры и сигнатуры. Первое в библиографии носит название Евангелие без сигнатур, а второе - Евангелие с сигнатурами. Судя по состоянию досок, первое было напечатано раньше. Оказалось, что в Архангельском областном краеведческом музее хранятся оба этих издания.

Известно 70 экземпляров этого издания, хранящихся в разных странах. Экземпляр АОКМ в тканевом переплете, с застежками. Две тканевые закладки приклеены к внешнему полю книги. На ткани капли воска, загрязнения, разрывы, потертости; на корешке и по краям утраты. Обрез с чеканом. На листах водяные потеки, заломы, разрывы, общие загрязнения, капли воска, следы червоточин. Листы реставрированы в XVIII и XIX веках. Листы 376-391 были заменены в XVIII веке, утраченный печатный текст восстановлен рукописным.

На листе 391 об. записи, сделанные в XVIII веке скорописью: 1) Сия книга Евангелие продал за цену крестьянину Семену Григорьеву крестьянин; 2) за 30 рублей взял Александр Тешин (вторая запись другим почерком, вероятно, продолжение предыдущей записи).




Апостол. Вильно: тип. Мамоничей, [после 1595]

В библиотеке Антониево-Сийского монастыря был обнаружен Апостол, вышедший после 1595 года в типографии Мамоничей 3-м изданием (т.н. "Апостол с привилегией"). В библиографии это издание отмечено как напечатанное в Вильно или во Львове около 1576 года.

Третье издание Апостола (первое - 1591 года, второе - 1592 года), как и второе, не имеет выходных сведений. Здесь нет счета листов (колонцифр) и кустодов. Все известные экземпляры не имеют двух первых тетрадей.

Лист с Привилегией встречается очень редко. Например, в РГБ только в двух из семи экземпляров есть такой лист. Текст Привилегии 1586 года содержит признание за русскими права на печатание книг религиозного содержания и законов на их языке. Привилегия была дана печатникам для того, чтобы удовлетворить потребность и привычки русских граждан, проживающих на территории Польско-Литовского государства.

Экземпляр из библиотеки Антониево-Сийского монастыря дефектный: есть утраченные листы, часть листов реставрированы в XIX веке, многие из которых выпадают из книжного блока. Переплет выполнен из досок и кожи с блинтовым тиснением, обрез окрашен в красный цвет. По данным 2003 года, было известно 52 экземпляра данного издания.


Служебник, нач. XVII в.

Рукопись была обнаружена в Государственном архиве Архангельской области. Обложкой Служебника, созданного писцами Кожеозерского монастыря в середине XVII века, служат два рукописных листа, написанные на пергамене во второй половине XIV века. На этих листах фрагмент Октоиха - одной из главных богослужебных книг православной церкви. Октоих чаще всего использовался церковью; нужда в нем в приходах и монастырях была большая. Однако со временем старые книги использовали для нужд, например, под обклейку переплетных крышек. В данном случае такие листы служат переплетом книги. Однако наш Север может гордится находкой.


Повести о соловецких пустынножителях, перв. треть XIX в.

В фонде научной библиотеки Государственного архива Архангельской области были обнаружены Повести о соловецких пустынножителях, написанные в первой трети XIX века. Рукопись считалась утерянной при передаче книг из Архангельска в Библиотеку Академии наук еще в 1932 году (об этом пишет сотрудник отдела древнерусской литературы ИРЛИ РАН О. В. Панченко, который занимается изучением цикла повестей о соловецких пустынножителях). Ранее эта рукопись принадлежала библиотеке Архангельской духовной семинарии. Сохранилось лишь два его кратких описания, одно из которых было выполнено А. В. Викторовым, а другое И. М. Сибирцевым. По этим двум описаниям и было установлено, что в архиве хранится именно этот затерявшийся в веках документ.


Сборник-конволют, кон. XVII - нач. XVIII в.

Среди вновь выявленных рукописей в фонде Государственного архива Архангельской области обнаружен еще один монастырский сборник, научное описание которого внесет очень ценные сведения по книжной традиции Антониево-Сийского монастыря. Это Сборник-конволют конца XVII - начала XVIII вв., составленный архимандритом монастыря Никодимом (Мамонтов; ок. 1634-1721). К 1681 году Никодим стал книгохранителем и руководил перепиской и иллюстрированием книг монастырской библиотеки. У архимандрита Никодима была своя келейная библиотека, в состав которой входили как рукописи, так и печатные издания, которые свидетельствуют о широте его интересов. Это самый обширный сборник по охвату и разнообразию литературно-исторических текстов и документов. В его состав вошли: печатное издание "Чин освящения воды в навечерие богоявления" 1655 г., рукописное Житие Антония Сийского, копии грамот и иных документов монастыря. В сборнике много помет, приписок и правок текста самого архимандрита.



© COPYRIGHT АОНБ им. Н.А. Добролюбова при грантовой поддержке Президента Российской Федерации