на главную
Книжные памятники Архангельской области
на главную
Музейные находки



АОНБ имени Н.А.Добролюбова
Книжные памятники РФ




Первые рукописные экслибрисы книжников Соловецкой библиотеки

Экслибрис - это книжный знак, бумажный ярлык, наклеиваемый владельцами библиотеки на книгу. Происходит от латинского ex libris, что значит - из книг. Обычно на экслибрисе обозначены имя, фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о профессии, интересах или о составе библиотеки владельца. Родиной экслибриса считают Германию. В России экслибрисы появились при Петре I. Однако рисованные от руки экслибрисы игумена Досифея, обнаруженные на некоторых книгах библиотеки Соловецкого монастыря, относятся еще к концу XV века.

Благодаря игумену Досифею, в монастыре зародилась традиция помечать книги экслибрисами. Известны книги с экслибрисами игумена Досифея, старца Макария Забелина (начало XVI века), игумена Иакова (1580-е гг.), старца Сергия Шелонина.

Как выглядели рукописные экслибрисы?

Исстари существовал знак собственности - тамга, имевший обычно форму круга, а на книгах делались владельческие надписи. Досифей, игумен Соловецкой библиотеки, нашел простой и остроумный способ соединить эти два вида обозначения собственности. В старейшей из заказанных им книг отмечено "Написана бысть кнЂга сия в лето 6999 (1491 г.) повелением священно Дософеа". Последние два слова написаны декоративным письмом - вязью и заключены в большую, почти совсем круглую букву "С", с которой начинается первое из них, обозначающее духовный сан Досифея. Но только он не сумел еще написать его полностью - "священноинока". На книгах, написанных в последующие годы, книжный знак Досифея содержит уже полное название его сана, а главное - обособляется от выходной записи и начинает существовать самостоятельно, появляясь в разных местах книги - в начале, в конце (экслибрис Досифея), в середине. Так, в конце XV в. появился в России книжный знак - раньше, чем во многих зарубежных странах.

"Сия книга Мокарья Забелина Соловецкого монастыря" - эта владельческая запись заключена в досифеевскую круглую букву С; владелец книги, видимо, не сообразил, что можно было сделать оправу для книжного знака из первой буквы своей же записи.

Тесной оказалась досифеевская оправа для знака еще одного Соловецкого книжника 1580-х годов: "Игумена Иакова Соловецкаго" - такую запись пытался он втиснуть в букву С. Убедившись, очевидно, в том, что форма книжного знака Досифея ему совсем не подходит, Иаков стал писать свою владельческую запись просто в замкнутом круге (экслибрис Иакова) .

Кроме того, известны также книги с экслибрисами старца Сергия Шелонина. По внешнему виду он отличается от ставших традиционными книжных знаков: в двойном круге находится запись с названием книги, ее принадлежностью, сведениями о писце и годе написания (экслибрис Сергия Шелонина).

Таким образом, традиция книжного знака Досифея продержалась на Соловках почти сто лет.




© COPYRIGHT АОНБ им. Н.А. Добролюбова при грантовой поддержке Президента Российской Федерации