на главную
Книжные памятники Архангельской области
на главную
Музейные находки



АОНБ имени Н.А.Добролюбова
Книжные памятники РФ





Анонимное Евангелие (узкошрифтное) 1553 года

Евангелие - первая печатная книга на Руси, изданная в Москве в Анонимной типографии в 1553/1554 гг.
Евангелие. - [Москва: Анонимная тип., 1553/1554]. - [326] л.: ил.; 2°.








История приобретения

19 августа 1966 года в газете "Северный комсомолец" появилась заметка о том, что в одной из археографических экспедиций ученые из библиотеки Академии наук в деревне Чертовщицы Онежского района Архангельской области в семье М.И. Залесского нашли Евангелие. Это был толстый том в темно-красном бархатном переплете с медными застежками. В книге не было ни титульного листа, ни открывающего издание фронтисписа, насчитывалось более трехсот листов, заполненных красным и черным текстом, на страницах - причудливые заглавные буквы с виньетками.

Это оказалось узкошрифтное Евангелие, изданное в Москве в Анонимной типографии в 1553 году, за десять лет до выхода в свет Апостола Ивана Федорова, в послесловии которого печатник пишет: "…начали изыскивать мастерство печатных дел в год 61-й восьмой тысячи" (7061 г. от сотворения мира или 1553 г. от Рождества Христова).





История издания

О том, что в Москве занялись печатным делом уже с 1553 года, подтверждает запись в копии Русского летописца, найденной в 1874 году в Тотьме. Запись гласит: "Начаться печатание книг в Москве при митрополите московском Макарии". До нас не дошло никаких известий относительно этой первой московской типографии, или, как ее называли, печатни. Она получила впоследствии название Анонимной типографии.

Анонимные, без указания выходных данных, издания датируются по двум главным признакам - шрифту и бумаге. В своем распоряжении Анонимная типография имела четыре шрифта разных размеров, рисунки которых заимствованы с рукописных образцов. Набор довольно примитивный: правая сторона полосы представляет собой извилистую линию, что говорит о неумении наборщика производить так называемую выключку строк. Печать двухцветная, черной и красной краской, причем обе краски отпечатывались одновременно с одной наборной формы, которую вручную покрывали двумя красками и затем оттискивали в один прием (прогон). Эта своеобразная техника печатания, хотя и замедляла процесс, зато давала отпечаток без малейшего смещения красок.

В настоящее время большинство исследователей считают, что самым первым из анонимных московских изданий является узкошрифтное Четвероевангелие. Издание очень скромно оформлено, "простота" обусловлена тем, что это было первое творение малоопытных мастеров.

Художественное убранство узкошрифтного Четвероевангелия имитирует традиционную орнаментику русской рукописной книги. Традиционные для Евангелий изображения четырех евангелистов отсутствуют, видимо, они были не под силу первопечатникам. Орнаменты и инициалы в этих книгах исполнены гравюрой на дереве. Заголовки отдельных Евангелий, предисловий и оглавлений, первые прописные буквы названий глав и ломбарды выполнены вязью и воспроизведены киноварью.

В мире известно 36 экземпляров этого издания, один из которых был найден на территории Архангельской области и в настоящее время хранится в Библиотеке Российской Академии наук.