на главную
Книжные памятники Архангельской области
на главную
Музейные находки



АОНБ имени Н.А.Добролюбова
Книжные памятники РФ




Апостол 1564 года



Апостол - первое датированное издание, напечатанное в Московском государстве Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем в 1564 г.

Апостол. - Москва: Печ. Иван Федоров, Петр Тимофеев Мстиславец, 19 апр.7071 - 1 марта 7072 [1564]. - 268 л.: ил.; 2° (АОКМ, Инв. КП - 29858).

Апостол 1564 года








История приобретения

В феврале 1985 года Архангельский областной краеведческий музей приобрел у В.С. Дмитриева из деревни Корякино Плесецкого района Архангельской области книгу, которая хранилась в крестьянской старообрядческой библиотеке Кухтиной Анастасии Власьевны. В библиотеке также, по информации В.С. Дмитриева, были рукописные и старопечатные книги XVI-XX веков. Книгой, которую приобрел краеведческий музей, оказался Апостол 1564 года - первая датированная печатная книга, изданная на территории Руси.





История издания

Через десять лет после издания первого анонимного узкошрифтного Евангелия в Москве вышла книга, в которой указывалось место и время напечатания, имена не только печатников, но и издателей-заказчиков и даже излагались причины издания. Это был знаменитый первопечатный Апостол 1564 года - труд московских мастеров Ивана Федорова и Петра Тимофеева Мстиславца. Благодаря этому изданию известна точная дата, связанная с историей книгопечатания в России.

Если в начале 50-х годов XVI в. по указу царя Ивана IV "…начали изыскивать мастерство печатных дел…", то в начале 60-х царь "повелел устроить на средства царской казны дом, где производить печатное дело". О том, где в Москве размещалась это первое государственное предприятие, организованное по приказу царя и выполнявшее программу, согласованную с царем и митрополитом, - неизвестно. Возможно в Троице-Сергиевом монастыре, где настоятелем в 1551 году стал Артемий, один из инициаторов печатного дела. Не сохранились или еще не обнаружены документы, показывающие, как была организована работа в печатне И. Федорова и П. Мстиславца, как она была оборудована, сколько работало человек, кто выполнял такие сложные полиграфические процессы как литье шрифтов, гравирование досок и т.д. Известно только, что царь "не жалея давал от своих царских сокровищ делателям… Ивану Федорову да Петру Мстиславцу на устройство печатного дела и на их обеспечение до тех пор, пока дело их не пришло к завершению". Издание такой солидной книги, как Апостол, требовало большой предварительной работы. Поэтому взяться за дело мастерам пришлось задолго до 1563 года, когда, по свидетельству самих печатников, они "начали печатать впервые эту святую книгу Деяния апостольские и послания соборные в год 7070 первый, апреля 19-го. Окончены же были в год 7070 второй марта в 1-й день при архиепископе Афанасии, митрополите всея Руси…".

Московский Апостол 1564 года - произведение во многом новаторское. Иван Федоров освободил язык книги от архаизмов и неславянских выражений и оборотов, улучшил орфографию. Текст изложен очень обдуманно, систематично, в начале каждого раздела даны оглавления подразделов и краткое их содержание. В Апостоле еще нет титульного листа, но есть послесловие, в котором содержатся все выходные данные книги и история ее выпуска: прославляются "благочестивый" царь - Великий князь Иван Васильевич, чьим повелением "начаша изыскавати мастерства печатных книг" и просвещенный митрополит Макарий, рассказывается о том, как была заведена типография в Москве. Это послесловие, скорее всего, было написано самим Иваном Федоровым и носит светский характер. Его можно считать первым печатным публицистическим произведением в истории русской литературы.

Это было одно из лучших творений Ивана Федорова. Техника печати, качество набора, орнаментальных украшений намного превосходят качество анонимных изданий. Книга снабжена большой фронтисписной гравюрой, изображающей евангелиста Луку , вставленной в художественно выполненную рамку, которую Иван Федоров использовал и в других своих изданиях. В орнаментике Апостола использованы образцы растительного стиля рукописных книг Троице-Сергиева монастыря. В некоторых элементах этого орнамента усматривается отблеск Ренессанса. Новаторским в книге является применение технологии двухцветной печати в два прогона. Были внесены некоторые важные изменения и в шрифты. Нет многочисленных форм литеры "о", устранены широкие "е" и "с". Все это было отходом от рукописной традиции, но текст было легче и набирать и читать.

Сохранились три первопечатных Апостола из библиотеки Соловецкого монастыря. Один экземпляр, впоследствии входивший в собрание С.Т. Большакова, хранится в Государственном музее украинского искусства во Львове. В Российской национальной библиотеке из шести экземпляров два принадлежали также Соловецкой библиотеке.

В настоящее время в библиографии учтено 62 экземпляра. Экземпляр, который хранится в Архангельском областном краеведческом музее, до настоящего времени в литературе не упоминался.





Особенности экземпляра

Экземпляр Архангельского областного краеведческого музея в кожаном переплете с тиснением. Сохранилась одна ременная застежка. На коже имеются царапины, трещины, потертости. Листы 104, 226, 240 подклеены тканью. Утраченный текст на листах 269-273 восстановлен рукописным.

После Апостола Иван Федоров и Петр Мстиславец напечатали в Москве еще два издания Часовника - небольшой книги, употреблявшейся как в богослужении, так и при обучении грамоте. Оба Часовника в настоящее время являются большой редкостью.

наверх