на главную
Книжные памятники Архангельской области
на главную
Музейные находки



АОНБ имени Н.А.Добролюбова
Книжные памятники РФ




Вильнюсское Евангелие Петра Мстиславца 1575 года



Первая книга, отпечатанная в Вильнюсе после гибели в 1530 году типографии Франциско Скорины.

Евангелие. - Вильно: Печ. Петр Тимофеев Мстиславец: Иждивением Ивана Семеновича Зарецкого, Зиновия Зарецкого, 14 мая 7082 - 30 марта 1575. - [418] л.: ил.; 2° (АОКМ, № КП 3533; ГААО, Инв. 290; ЧК, Инв.1/15).

Вильнюсское Евангелие








История приобретения

Происхождение экземпляров, принадлежащих Архангельскому областному краеведческому музею и Государственному архиву Архангельской области - неизвестно. Экземпляр, хранящийся в частной коллекции игумена Александра (Зинина) из города Новодвинска Архангельской области, был передан ему одним из прихожан Храма Покрова Пресвятой Богородицы.





История издания

Многолетний сотоварищ Ивана Федорова Петр Мстиславец уехал из Заблудова в Вильнюс в марте 1570 года. Типография в Вильнюсе - первая после типографии Скорины - была устроена братьями Зарецкими в доме братьев Мамоничей, которые предоставили для ее оборудования и часть денежных средств, а также пригласили для эксплуатации типографии Петра Тимофеевича Мстиславца, который 14 мая 1574 года приступил к работе над своей первой напечатанной самостоятельно книгой - Четвероевангелием.

В Вильнюсе Мстиславец проявил свой типографский талант в полной мере, показал себя большим мастером оформления книги. Четвероевангелие вышло в свет 30 марта 1575 года. Отпечатанное размером в лист, крупным шрифтом , Евангелие удивляет своим прекрасным полиграфическим оформлением, широкими полями, хорошей бумагой. Судя по гравюрам и стилю книжного орнамента, это издание продолжает традиции московского Апостола. Некоторые инициалы прямо скопированы с московских образцов, однако узоры более сложные, элементы орнамента переняты из заставок, например, шишки и цветы. Перегруженными декоративными деталями кажутся гравюры Апостолов, что свидетельствует о влиянии Запада. О нем свидетельствуют и геральдические звери - элемент, совершенно чуждый для православной графики.

Через год, 16 января 1576 году, Петр Тимофеевич Мстиславец выпустил Псалтирь форматом также в лист, с гравированным изображением царя Давида. Этим же годом по бумаге датируется и крайне редкий сейчас Часовник, напечатанный им в Вильнюсе.

Евангелие известно в мире в 110 экземплярах. В их число входит экземпляр Архангельского областного краеведческого музея, но неизвестен экземпляр Государственного архива Архангельской области. Третья книга хранится в частной библиотеке г. Новодвинска и также не учтена в библиографии.





Особенности экземпляра

Экземпляр Архангельского областного краеведческого музея в переплете из черного бархата. На верхней крышке четыре клейма с изображением евангелистов и эмблема Распятия. Часть листов выпадают из тетрадей, из-за частого использования нижние углы утрачены. Листы загрязнены, в пятнах воска; реставрированы бумагой разного времени; при переплете лист 329, 335, 372 срезаны. На форзаце верхней крышки штампы Северного краевого музея и Северного областного музея.

В 1576 году между Петром Мстиславцем и Мамоничами произошел конфликт, в связи с чем возник судебный процесс. Документальных данных о решении этого дела до нас не дошло, но в дальнейшем типографский материал Петра Мстиславца обнаружен в Острожской типографии. О судьбе самого печатника ничего неизвестно. А типография Мамоничей на некоторое время прекратила работу.

наверх